Сайт scooter-tronix.ru ориентирован на скутеристов-любителей. Материал сайта понятен и полезен тем, кто только начинает пользоваться скутером и сталкивается со всевозможными вопросами и проблемами в отношении периодического обслуживания, ремонта, устройства скутера. Рано или поздно любой скутерист задумывается и на тему тюнинга своего коня. Если же вы как скутерист уже имеете достаточный опыт, и желаете дополнить этот сайт ценными советами и мыслями, милости просим
поделиться
.
SAE – сокращенное название Общества Инженеров Автомобилестроителей. Числа по SAE формируют собой систему классификации смазочных масел в зависимости от степени вязкости при заданных температурах.
Самовоспламенение – явление, очень похожее на детонацию, при котором происходит самопроизвольное воспламенение части топливовоздушной смеси, находящейся в отдаленных зонах камеры сгорания. При столкновение внутренних и внешних фронтов пламени происходит звонкий металлический стук, который также называют детонационным.
Свеча зажигания – устройство для создания электрической дуги (искры) между двумя электродами, расположенными в камере сгорания.
Свечной колпачок – колпачок, надеваемый на свечу зажигания, который передает высокое напряжение от катушки и высоковольтного провода к свече. Кроме того, колпачок часто содержит помехоподавительное сопротивление.
Свободный ход – величина перемещения до начала действия механизма. Запаздывание между начальным приложением силы и фактическим перемещением, вызванное ослаблением в соединениях или группе деталей. Например, расстояние, на которое смещается тормозная педаль до начала действия заднего тормоза.
Седло клапана – часть головки цилиндра, на которую опирается рабочая фаска клапана и по которой происходит его уплотнение. Большинство седел выполняются съемными или подвергаются восстановлению.
Сектор – деталь селектора, обычно с зубьями, похожими на зубья шестерен, служащими для привода. Сектор внешне представляет собой четверть круга (90 градусов). Встречается в механизмах переключения передач и кик стартера.
Серная кислота – жидкость (электролит), использующаяся в свинцово-кислотных батареях. Ядовитая и чрезвычайно агрессивная.
Сжатие – уменьшение размеров объема. В отношении двигателей этот термин обычно употребляется для описания процесса сжатия свежего заряда в цилиндре при движении поршня к ВМТ.
Система впрыска топлива – топливоподающая система с электронным управлением составом топливовоздушной смеси. Топливо подается во впускные каналы двигателя (непрямой, распределенный, моновпрыск) или непосредственно в цилиндре (непосредственный впрыск). При этом управление осуществляется на основании информации о частоте вращения и режиме работы двигателя, получаемой от датчиков.
Система зарядки – приборы, которые обеспечивают зарядку батареи, а именно: генератор переменного тока, выпрямитель тока и регулятор напряжения.
Система контроля за выбросами паров топлива – представляет собой емкость, заполненную древесным углем, которая улавливает испарения топлива из бака перед тем, как они попадут в атмосферу. Обычно устанавливается на мотоциклы, предназначенные для Калифорнии (США), и сокращено называется системой EVAP.
Система контроля сцепления с дорогой (TCS) – электронная система контроля, которая фиксирует пробуксовывание колеса и устраняет этот эффект за счет понижения мощности двигателя.
Система подачи вторичного воздуха – система снижения токсичности обработанных газов. Способ активации догорания избыточного топлива, присутствующего в отработанных газах, за счет подвода свежего воздуха в выпускную систему.
Система смазки с сухим картером – система смазки четырехтактных двигателей, в которой масло хранится не в поддоне, а в отдельном масляном баке. Стекающее в поддон масло удаляется откачивающим насосом так, чтобы он постоянно осушался.
Скорость – скорость, частота вращения. Мера перемещения.
Скрытая теплота – количество подводимого тепла, необходимое для перевода вещества из твердого состояния в жидкое или из жидкого в газообразование без изменения температуры.
Смазка – устойчивая смесь металлосодержащих моющих добавок и смазочного масла. В качестве моющих добавок используются соединения на основе кальция и лития. Служит для снижения трения между трущимися поверхностями.
Смазка на прогар – система смазки, при которой масло теряется после единовременного подвода к рабочим поверхностям. Такая система смазки используется в двухтактных двигателях.
Собачка (кулачок) – фиксатор, находящийся в зацеплении с храповиком, иногда используется для предотвращения обратного движения. При этом две детали могут соединятся или разобщатся друг от друга. Применяется в коробках передач для соединения двух шестерен, расположенных на одном валу.
Соленоид – устройство с электрическим приводом, представляющее собой сердечник из мягкого железа, втягиваемый под действием электромагнитного поля. Обычно служит в качестве реле стартера.
Сопротивление – электрическое сопротивление. Единица измерения - Ом. Способность элемента электрической цепи проводить электрический ток. 1Ом (сопротивление) = 1 вольт (напряжение)/ 1 ампер (ток).
Составная пружина – пружина с такой характеристикой, при которой одинаковое увеличение нагрузки вызывает неодинаковое изменения ее длины. Противопоставляется пружинам с постоянной и прогрессивной характеристикой.
Составной силовой агрегат (двигатель немоноблочной конструкции) – силовой агрегат, у которого двигатель и коробка передач представляют собой отдельные узлы. Сравните с моноблочным двигателем.
Спица – стержень из проволоки, один конец которого развальцован, а на другом нарезана резьба. Служит для связи обода колеса со ступицей. Жесткая, неотъемная часть колеса, соединяющая центр с периферией.
Стабилитрон – электрический прибор, допускающий управляемую утечку тока на землю при превышении напряжением некого заданного уровня. Избыточный ток проявляется в виде тепла.
Статическое трение (трение покоя) – начальное сопротивление перемещению. После его преодоления деталь перемещается существенно легче. Главным образом применяется в отношении подвесок. Не следует путать с трением сопротивления. Статическое трение существует только тогда, когда перемещение отсутствует.
Степень сжатия – относительная величина, обозначающая степень, с которой содержимое цилиндра сжимается поршнем. Степень сжатия представляет собой отношение суммы объема цилиндра (рабочего объема) и объема камеры сгорания к объему камеры сгорания.
Стехиометрическое соотношение – оптимальное отношение воздуха к топливу в химической реакции горения. Применительно к бензиновым двигателям равно 14,7, то есть 14,7 частям воздуха к 1 части топлива.
Стойка – жесткий, прочный структурный элемент. В передней телескопической вилке трубчатая часть, закрепленная в траверсах вилки, по которой перемещается подвижный наконечник.
Сток – стандартная комплектация скутера/мопеда/мотоцикла/др транспортного ср-ва
Ступица – центральная часть колеса.
Суппорт – элемент гидравлической тормозной системы, охватывающий диск и служащий корпусом для поршней и тормозных колодок.
Сухая гильза – гильза цилиндра, не имеющая контакта с охлаждающей жидкостью.
Сцепление – устройство для соединения или разъединения двигателя и ведущего колеса, разработанное таким образом, чтобы в любой момент времени оно могло бы обеспечивать их плавное и постепенное соединение.
Т
Тарельчатый клапан – клапан традиционной конструкции, использующийся почти во всех головках цилиндра. Проще говоря, стержень, на конце которого находится диск, открывающий и закрывающий каналы в головке.
Тахометр – прибор для измерения частоты вращения двигателя (об/мин).
Телескопическая конструкция – две трубы, из которых одна плотно установлена в другую, при этом трубы могут перемещается относительно друг друга подобного телескопу. В совокупности с пружиной и гидравлическим амортизатором широко используется в качестве передней подвески, называемой телескопической вилкой.
Термический КПД – отношение полезной работы, вырабатываемой двигателем, к теплоте, подводимой от рассматриваемого топлива.
Термосифонное охлаждение – система охлаждения, основанная на принципе естественной циркуляции жидкости. Естественная циркуляция вызвана различием в плотности жидкости при различных температурах, при равных объемах жидкости с большой температурой весит меньше из-за меньшей плотности.
Термостат – термочувствительное устройство, служащие для управления расходом охлаждающей жидкости через радиатор. Термостат обеспечивает стабильную температуру двигателя.
Ток – величина тока в электрической цепи, измеряемая в Амперах или А. 1А (ток) = 1В (напряжение)/1Ом (сопротивление).
Ток вторичной обмотки – ток высокого напряжения, протекающий во вторичной обмотке катушки зажигания, высоковольтном проводе и электродах свечи зажигания.
Толкатель – цилиндрическая деталь, которая находится в непосредственном контакте с кулачком распредвала и приводит в движение клапанный механизм. Передает перемещение от кулачка к штоку клапана, как непосредственно, так и через штангу и коромысло. Толкатели механизма газораспределения типа ООНС, как правило, содержат регулировочные шайбы. Используется для передачи перемещения в сцеплении или в механизме газораспределения с верхним расположением клапанов.
Топливовоздушная смесь – заряд, состоящий из топлива и воздуха, поступающий в двигатель.
Топливовоздушное соотношение – пропорции, в которых необходимо смещать топливо с воздухом для образования горючей смеси.
Тормозной барабан – деталь барабанных тормозов, вращающаяся вместе с колесом.
Тормозной диск – деталь гидравлической тормозной системы, которая крепится на колесе и вращается вмести с ним.
Тормозные колодки – деталь тормозной системы, на которые наносится фрикционный материал и которые при торможении находятся в непосредственном контакте с тормозным диском (в случае дисковых тормозов) или с тормозным барабаном (в случае барабанных).
Точка опоры (ось шарнира) – точка, относительно которой поворачивается рычаг.
Траверса (мостик) – деталь, соединяющая две другие. При традиционных рулевом управлении и конструкции передней вилки верхняя и нижняя траверсы соединяют стержень рулевой колонки с перьями передней вилки.
Транзисторное зажигание – система зажигания, в которой вся коммутация осуществляется в цепях транзисторов.
Трение – сопротивление между двумя телами, находящимися в контакте и перемещающимися друг относительно друга.
Турбонагнетатель – центробежное устройство, приводимое во вращение отработавшими газами, которые повышает давление воздуха на впуске. Обычно применяется для увеличения полезной мощности двигателя заданного рабочего объема.
Турбулентность – завихрения в жидкости или газе, особенно при наполнении цилиндра свежим зарядом. В разумных пределах турбулентность может способствовать хорошему сгоранию.
У
Углеводороды – соединение углерода и водорода, служащие основой для всех смазок и масел, полученных из сырой нефти.
Угол наклона рулевой колонки – угол наклона оси рулевой колонки относительно вертикали.
Угол опережения зажигания – момент образования искры на свече зажигания, выраженный в градусах поворота коленчатого вала до ВМТ или в миллиметрах до достижения поршнем верхней точки своего хода.
Удаление нагара – очистка камеры сгорания, впускного тракта и системы выпуска от накопившихся углеродистых и прочих отложений.
Удельный вес – показатель состояния электролита, характеризующий степень заряженности свинцовокислотной батареи. Критерий плотности электролита по отношению к воде.
Универсальный или карданный шарнир – шарнир, допускающий перемещения в двух плоскостях. Служит для передачи вращения от ведущего вала ведомому под углом. Обычно встречается в главной передаче с карданным валом.
Управление центром ступицы – схема рулевого управления мотоцикла, в которой применены автомобильные технологии таким образом, что ось управления колесом находится в пределах самой ступицы.
Упругая передача (демпфер) – ударопоглащающий (амортизирующий) элемент в трансмиссии. Резиновый демпфер упругой передачи обычно располагается на заднем колесе между ступицей и держателем звездочки и служит для поглощения рывков в трансмиссии. На некоторых двигателях для демпфирования резких изменений крутящего момента и, таким образом, сглаживания передачи, применяется подпружиненная кулачковая шайба, которая устанавливается напротив аналогичной зафиксированной кулачковой шайбы на сопрягаемом валу.
Уровень топлива – уровень топлива в поплавковой камере. Регулировка уровня топлива осуществляется путем изменения положения поплавка.
Ускорительный насос – устройство карбюратора для временного увеличения количества подаваемого топлива (для обогащения смеси), способствующее улучшению ускорения.
Устойчивый к растяжению – материал с высоким сопротивлением растяжению. Жесткий.