Сайт scooter-tronix.ru ориентирован на скутеристов-любителей. Материал сайта понятен и полезен тем, кто только начинает пользоваться скутером и сталкивается со всевозможными вопросами и проблемами в отношении периодического обслуживания, ремонта, устройства скутера. Рано или поздно любой скутерист задумывается и на тему тюнинга своего коня. Если же вы как скутерист уже имеете достаточный опыт, и желаете дополнить этот сайт ценными советами и мыслями, милости просим
поделиться
.
PSI – английская единица измерения давления, сокращение для фунтов на квадратный дюйм.
Падающий поток – применительно к системам впуска двигателя – уклон впускного тракта, в том числе и карбюраторе, вниз.
Паразитная шестерня – шестерня, устанавливаемая между двумя другими, для обеспечения одинакового направления их вращения. Паразитная шестерня не изменяет передаточное отношение между этими шестернями.
Перевернутые вилки (вилки перевернутого типа) – подвижные наконечники (нижние трубы) такой вилки зажимаются в траверсах, а к неподвижным трубам (стойкам) крепится ось колеса. По сравнению с традиционными, вилки такого типа обладают меньшей неподрессоренной массой и большей жесткостью конструкции.
Передаточное число – отношение скоростей вращения любой пары сопряженных зубчатых колес или звездочек, определяемое из числа их зубьев. Например, передаточное отношение каждой пары шестерен в коробке передач или общее передаточное отношение трансмиссии.
Передняя вилка – телескопические трубы, которые содержат пружины и амортизаторы и используются в качестве передней подвески мотоцикла. У традиционных вилок внешние трубы располагаются внизу, соединяются с колесной осью и играют роль подвижного наконечника, перемещающегося по внутренним трубам, которые в верхней части фиксируются в траверсах.
Переключатель – устройство для замыкания или размыкания электрической цепи, обычно с механическим приводом.
Перекрытие клапанов – промежуток времени в углах поворота коленчатого вала, при котором одновременно открыты впускной и выпускной клапана.
Переменный ток – электрический ток с переменными полярностью и напряжением, периодически полностью меняющий свое направление. Ток такого типа вырабатывает генератор переменного тока (альтернатор). Часто используется сокращение «а.с.».
Перемычка – выпуклый участок между двумя пазами (например, между канавками под кольца в поршне).
Петлевая продувка Шнурла – схема продувки, использующейся в двухтактных двигателях с плоскими поршнями. Поступающая смесь направляется продувочным каналом таким образом, что делает петлю в верхней части цилиндра вдоль головки и спускается вниз к выпускному каналу, вытесняя остатки отработанных газов.
Печатная схема – дорожка для протекания электрического тока, нанесенная на изоляционный материал. Используется вместо проводов для соединения необходимых выводов. Печатная плата (РСВ) содержит множество печатных схем.
Плавкий предохранитель – электрическое устройство, защищающее цепь от случайной перегрузки. Чаще всего предохранитель содержит низкоплавкий металлический элемент, рассчитанный на перегорание при определенном электрическом токе и прерывании цепи.
Планетарный редуктор – система шестерен, в которой зубчатые колеса (от двух и более) вращаются вокруг центрального зубчатого колеса. Встречается в ряде трансмиссий и приводах стартера.
Плоская головка – головка цилиндра без искривленных внутренних контуров. С такой головкой встречаются механизмы газораспределения типа sv или ohv.
Плунжерный насос – масляный насос, состоящий из плунжера, поступательно перемещающегося в камере с окнами.
Плюс на массе – использование массы (рамы) мотоцикла в качестве положительного проводника в цепи. Иными словами, при такой схеме положительный, или плюсовой, вывод батареи присоединен к массе.
Пневматический – использующий или имеющий отношение к воздуху или другому газу.
Подвеска – конструкция, обеспечивающая гибкую связь между колесами и рамой для сглаживания неровностей поверхности дороги, служащая для повышения комфортабельности при езде. В подвесках широко используется пружины и гидравлические амортизаторы.
Подвижный наконечник – деталь, которая перемешается поступательно. На передней телескопической вилке – подвижная (нижняя) труба вилки, которая скользит снаружи или внутри верхней неподвижной трубы.
Поддон – резервуар, полость или емкость для избыточной жидкости. Съемный отсек в нижней части четырехтактного двигателя, в котором содержится масло.
Подрамник – задняя часть рамы мотоцикла, на которой располагается сидение, задний фонарь и электрические приборы. Часто подрамник выполняется съемным относительно основной рамы.
Подшипники – применяются между двумя рабочими поверхностями для предотвращения износа деталей и снижения тепловыделения. Обычно в мотоциклах используются подшипники четырех типов: подшипники скольжения, шарикоподшипники, конические роликовые подшипники и игольчатые подшипники.
Положение поплавка – высота, на которой поплавок располагается в поплавковой камере, определяющая уровень топлива.
Полярность – электрическое состояние полюса: или положительный, или отрицательный.
Поплавковая камера – элемент карбюратора, служащий для стабилизации уровня топлива, вне зависимости от давления топлива, поступающего из бака самотеком или нагнетаемого насосом. Для управления топливоподающим клапаном используется поплавок.
Поплавок – плавучий предмет. В карбюраторах используется для поддержания постоянного уровня топлива за счет открытия и закрытия топливоподающего клапана. Также применяется в датчиках уровня жидкости.
Поршень – деталь, перемещающаяся в цилиндре, которая служит для его уплотнения и воспринимает или передает давление.
Поршень с плоской головкой – поршень, верхняя часть которого выполнена плоской, в отличие от поршней с вогнутой или выпуклой головкой.
Поршневой палец – палец, посредством которого поршень присоединяется к малой головке шатуна. Обычно изготавливается из стали и проходит термообработку в виде цементации. Одна из наиболее нагруженных опор двигателя.
Порядок работы цилиндров – порядок, в котором происходит вспышка в цилиндрах двигателя, иначе говоря, последовательность рабочих ходов, начинается с первого цилиндра.
Посадка с натягом (плотная посадка) – при такой посадке размер внутренней из двух сопрягаемых деталей выполняется таким, чтобы он был немного больше, чем у внешней детали. При запрессовке внешняя деталь обжимает внутреннюю, и вместе они образуют монолитное соединение.
Постоянная характеристика – такая характеристика пружины, при которой одинаковое увеличение нагрузки проводит к одинаковому изменению ее длины. Кроме того, такие пружины называют пружинами постоянного шага. Противопоставляется пружинам с прогрессивной характеристикой или упругим элементам, составленным из нескольких пружин разной жесткости.
Постоянный магнит – магнит, сделанный из стального сплава, который долго сохраняет магнитные свойства, в отличие от мягкого железа и электромагнитов.
Постоянный ток – электричество постоянной полярности, которое может быть постоянным или переменным по величине. Вид электричества, которое вырабатывает генератором постоянного тока или накапливает батарея. Противопоставляется переменному току.
Поступательно движущийся массы – масса деталей, которые перемещаются поступательно. В случае поршня и шатуна к ним относят массу поршня, колец и поршневого пальца, а также половину массы шатуна.
Предварительное перемешивание – способ смазки ранних двухтактных двигателей, при котором моторное масло смешивается с бензином в топливном баке в определенном соотношении. Смесь масла с топливом иногда упоминается как бензомасляная смесь.
Предварительное поджатие (подвески) – степень сжатия пружины в ненагруженном состоянии. Предварительное поджатие можно изменять при помощи газа, прокладок или механического регулятора. Определяют дорожный просвет при движении мотоцикла.
Приводной вал – любой вал, используемый для передачи вращения. Обычно встречается при упоминании главной передачи мотоцикла с карданным валом.
Приводной ремень – зубчатый ремень, используемый на ряде мотоциклов для передачи вращения заднему колесу. Кроме того, приводной ремень применяется для привода распредвалов. Обычно приводные ремни выполнены из кевлара.
Прилив – локальное утолщение определенного участка детали, обеспечивающее увеличение прочности.
Принцип энергопередачи – принцип действия системы зажигания, в которой при замкнутых контактах прерывателя происходит нарастание поля в обмотках генератора переменного тока. В таких системах размыкание контактов приводит к резкому восприятию тока во внешней обмотке катушки зажигания, преобразующей входное низкое напряжение в высокое, которое подводится к свече зажигания.
Пришабривание – механическая обработка, в процессе которой удаляется минимальное количество метала с целью выправления или выравнивания поверхности.
Прогрессивная характеристика – такая характеристика пружины, при которой одинаковые увеличение нагрузки приводит к постепенному уменьшению величины, на которую она сокращается.
Продувочный канал – канал в двухтактном двигателе, через который свежая смесь поступает из кривошипной камеры в цилиндр.
Прокладка – любой тонкий мягкий материал – обычно пробка, картон, асбест или мягкий метал, устанавливаемый между двумя металлическими поверхностями для обеспечения надежного уплотнения. Например, прокладка головки цилиндра уплотняет сопряжение блока и головки цилиндров.
Промежуточный вал – вал, расположений параллельно главному валу в коробках с прямой высшей передачей. На промежуточном валу расположены шестерни, вводимые главного вала для изменения передаточного отношения.
Противовес – груз, устанавливаемый на коленчатом валу для уравновешивания масс поршня и шатуна.
Пружина – деформируемый элемент, который допускает перемещения и обеспечивает принудительное возвращение. В качестве упругой среды может использоваться металл, резина или даже газ.
Р
Рабочий (исполнительный) цилиндр – участок гидравлического привода, воздействующий на исполнительный механизм. Применительно к тормозной системе часто упоминается как суппорт.
Радиатор – устройство для отвода тепла. Тепло от разогретого масла или охлаждающей жидкости отводится в атмосферу через радиатор с большой площадью поверхности, установленный в воздушном потоке.
Радиус кривошипа – величина смещения пальца кривошипа от оси коленчатого вала. В традиционных двигателях равна половине хода.
Разрежение – величина уровня частичного вакуума во впускном коллекторе.
Рама закрытого типа – тип рамы, в которой нижние трубы охватывают двигатель, рама может быть выполнена хоть из профильной трубы.
Распредвал – кулачковый вал, служащий для преобразования вращательного движения в линейное перемещение. В основном применяется для привода клапанного механизма на двигателях с тарельчатыми клапанами.
Расточка цилиндра – удаление изношенной поверхности цилиндра с цепью создания новой рабочей поверхности. Получаемый в результате расточки диаметр цилиндра будет больше, чем прежде и называется «ремонтным размером». Следовательно, после расточки необходимо устанавливать поршни и кольца соответствующего ремонтного размера.
Расширительная камера – часть выпускной системы двухтактного двигателя, предназначенная для увеличения КПД и мощности двигателя.
Регулятор – прибор для поддержания зарядного напряжения генератора в пределах заданного диапазона.
Реле – электрический прибор, служащий для коммутации в цепях большого тока при помощи вспомогательных цепей низкого тока. Реле используется для коммутации большого тока, например, в цепи стартера. Избавляет от необходимости использования длинных проводов большого сечения и выключателей большой мощности, устанавливаемых на руле.
Ременной привод – привод, осуществляемый посредством ремня. Наиболее часто встречается в приводе газораспределительного механизма и трансмиссии, иногда используется для передачи вращения заднему колесу.
Ремонтный размер – термин, применяемый в отношении размеров поршней и колец, используемых для установки после расточки цилиндра.
Роликовый подшипник – подшипник, в котором нагрузку несут не шарики, а ролики. Ролики работают по специальным беговым дорожкам и удерживаются на расстоянии друг от друга сепаратором. Обычно ролики изготавливаются из стали и подвергаются термообработке.
Роторный – способный вращаться. Двигатель, главные узлы которого вращаются, а не перемещаются поступательно.
Рулевая колонка – часть рамы, служащая опорой для вращения стержня рулевой колонки, связывающего руль с передним колесом.
Ручка газа – вращающаяся рукоятка с правой стороны руля для управления дроссельной заслонкой (ами). Приводится в действие при повороте на себя.
Рычаг подвески – деталь, шарнирно связанная с рамой в задней части мотоцикла. К рычагу подвески крепится заднее колесо и элементы задней подвески.
Рычажный механизм подвески – узлы, связывающие рычаг подвески и амортизатора таким образом, чтобы обеспечить прогрессивную или возрастающую характеристику подвески.